Знакомясь с родителями маленьких учеников, мы каждый раз спрашиваем:
- "Для чего вашему ребенку нужны занятия английским языком?"
Думаю, что внезапное появление королевы Елизаветы меньше бы удивило взрослых, чем этот вопрос. Становится ясно, что прежде они его себе не задавали.
"Нужно и все!", "Полезно", "Пригодится", "Чем раньше, тем лучше" - мы коллекционируем ответы.
Бесспорно, свободное владение иностранным языком - весьма полезное умение для взрослого человека, зачастую открывающее дорогу к интересной и престижной работе.
Как часто, не в силах преодолеть языковой барьер, мы с горечью переживали: "О чем же я раньше думал! Надо было язык учить!" Наверное, именно эти мысли не дают нам покоя, и мы стараемся приобщить своих детей к иностранным языкам как можно раньше.
Не секрет, что многие школы набирают детей в два-три года, а в четыре-пять уже учат буквы или знаки транскрипции. Словно забывая, что обучают очень маленьких детей.
Ну, что ж, спрос рождает предложение...
Это какой-то род массового психоза - все хотят как можно раньше начать учить ребенка английскому. При этом совершенно неясна цель - у ребенка оба родителя русскоговорящие, эмигрировать никто не планирует, англоязычной среды нет, но просто пусть будет. В итоге дети похожи на маленьких обезьянок, зазубривших какие-то стишки, ответы на стандартные вопросы и проч. Грусть, да и только. Конечно, есть и хорошие примеры, но это, увы, крохи.
И как-то остается без внимания, что использовать на практике полученные знания малыш не сможет еще несколько лет, по крайней мере, до поступления в школу. (Конечно, мы имеем в виду среднестатистического ребенка, не выезжающего каждый год на несколько месяцев в страну изучаемого языка. Дети из двуязычных семей, где один из родителей является носителем изучаемого языка, - тоже особый случай.)
А теперь подумайте, насколько серьезно вы бы отнеслись к предложению изучать, скажем, высшую математику, зная, что она понадобится вам примерно лет через двадцать? Это приблизительно соответствует детскому восприятию наших слов "через год-два", ведь ребенок 4-5 лет живет сегодняшним моментом, для него и завтрашний день - невообразимо далекое будущее.
Большинство родителей твердо убеждены, что ранний старт в обучении языку обеспечивает надежный фундамент, на который прочно улягутся знания, полученные в школе.
Так ли это?
Увы, получить данные о взаимосвязи дошкольных занятий английским языком с успеваемостью по этому предмету в школе достаточно сложно. Можно с уверенностью сказать, что приходилось знакомиться со школьниками, которые учили английский с 5-6 лет и не могли самостоятельно справиться со школьной программой, и приходилось видеть отличников, которые впервые познакомились с английскими словами в начальной школе.
А еще иногда приходится ужасаться тому произношению, которое прочно закреплялось на протяжении двух-трех лет хождения в какую-нибудь группу детского садика "с английским уклоном". Дерево (tree) внезапно превращалось в цифру "три" (three), виноградная лоза (vine) в вино (wine), а три маленьких котенка, потерявших рукавички, почему-то обретали при этом свободу! (Three little kittens - free little kittens).
Честно скажу, и, наверное, большинство учителей согласится со мной - легче научить с "нуля", чем переучивать!
Прежде чем начать обучение вашего ребенка английскому языку, вы должны хорошо понимать,
- во-первых, для чего это нужно вашему ребенку,
- во-вторых, какой результат вы ожидаете получить,
- и, самое главное, ясно представлять те трудности, которые ожидают вашего ребенка на пути знакомства с чужим языком.
Цель, безусловно, определяете вы сами. По поводу результата - хочется сразу предостеречь от излишнего максимализма. Не стоит ожидать, что, посещая занятия два раза в неделю, ваш сын или дочка «завтра же» начнут «свободно разговаривать».
Раз в год в "English House" обязательно появляется хотя бы один такой нетерпеливый родитель. И нам приходится разочаровывать его, объясняя, что быстрое и свободное овладение языком для младшего школьника возможно только при условии
постоянного пребывания в языковой среде.